Куранта

Люлли Жан Батист ''Куранта'' Французский композитор итальянского происхождения. Родился в семье мельника.




 

LULLY, Jean Baptiste
ЛЮЛЛИ, Жан Батист
1632-1687

Люлли (Lully), Жан-Батист, собств. Джованни Баттиста Лулли (Lulli) (28.11.1632, Флоренция, - 22.3.1687, Париж). Французский композитор итальянского происхождения. Родился в семье мельника. В 1646 Роже де Лоррен, шевалье де Гиз (Guise) взял Л. с собой в Париж и определил его на службу к своей племяннице, мадемуазель де Монпансье (Montpensier). При ее дворе в Тюильри Л. познакомился с лучшими достижениями французской музыки; при этом, несмотря на нелюбовь своей покровительницы (активной участницы Фронды) к кардиналу Мазарини, Л. не остался чужд и итальянскому влиянию.

После поражения Фронды (1653) де Монпансье была выслана из Парижа, и Л. был назначен "композитором инструментальной музыки" (compositeur de la musique instrumentale) при дворе юного Людовика XIV. С 1655 слава Л. как танцора, актера и композитора стремительно росла; дополнительное признание ему принесли успехи в качестве руководителя малого королевского оркестра (la petite bande). В 1661 Л. стал придворным музыкальным суперинтендантом и композитором камерной музыки (surintendant de la musique et compositeur de la musique de la chambre), а в 1662 - магистром музыки королевской семьи (maitre de la musique de la famille royale). К тому времени Л. уже принял французское подданство; в июле 1662 он женился на дочери композитора М. Ламбера.

Вскоре появились первые комедии-балеты Л., созданные в сотрудничестве с Мольером. Вершиной жанра явилась комедия "Мещанин во дворянстве" (1670). Затем Л. сосредоточился на оперном жанре; этому способствовало вмешательство короля, который передал Л. патент на Королевскую академию музыки, пожалованный несколькими годами раньше Перрену и Камберу. Вместе со своим постоянным либреттистом Кино Л. разработал новый, чисто французский тип оперы - т. н. лирическую трагедию. Между 1673 и 1686 Л. сочинил 13 произведений этого жанра, из них 11 на либретто Кино.

Все это время Л. продолжал пользоваться поддержкой короля (последний выражал лишь сдержанное недовольство открыто гомосексуальным поведением Л.); что касается большинства музыкантов, то они дружно ненавидели Л. за его высокомерный и самоуверенный нрав. В 1681 Людовик XIV пожаловал Л. звание королевского секретаря (secretaire du Roy). После женитьбы короля на г-же де Ментенон (1683) в придворной жизни утвердился более сдержанный и умеренный стиль; в творчестве Л. этого периода на первый план вышла музыка для церкви. В январе 1687, дирижируя своим Те Deum, Л. повредил себе ногу жезлом для отбивания такта. Спустя неполных 3 месяца он умер от гангрены, оставив неоконченной лирическую трагедию "Ахилл и Поликсена" (Achille et Polyxene).

Музыка Л. принадлежит к самым характерным порождениям блестящего века Людовика XIV. Все его произведения создавались ради того, чтобы удовлетворить пристрастия и политические интересы короля. Его придворные балеты (1653-63) и комедии-балеты (1663-72) служили для развлечения короля, который нередко сам танцевал в них. В лирических трагедиях Л. выведены царственные персонажи, вовлеченные в классический конфликт между славой (la Gloire) и любовью (l'Amour); по меньшей мере 4 из этих трагедий написаны на сюжеты, предложенные королем.

 Тщеславию Людовика XIV, несомненно, льстили прологи к трагедиям Л. - масштабные сцены с хорами, инструментальной музыкой и танцами, не имеющие прямого отношения к сюжету и посвященные аллегорическому восхвалению короля. В оперной музыке Л. - прежде всего в увертюрах (от Л. ведет свое начало т. н. французская увертюра), речитативах и хорах - господствует возвышенное, торжественное настроение. Судя по многим ариям из опер Л., стремление угодить галантным придворным вкусам занимало его не меньше, чем логика сценического действия. Утвердившийся в творчестве Л. версальский "большой мотет" предназначался для восхваления Короля-солнца в той же мере, что и для прославления Царя небесного.
Основные произведения Ж.-Б. Люлли

Театр. муз.: "Кадм и Гермиона" (Cadmus et Hermione, 1673); "Тесей" (Thesee, 1675); "Альцеста" (Alceste, 1674); "Атис" (Atys, 1676); "Исида" (Isis, 1677); "Персей" (Persee, 1682); "Фаэтон" (Phaeton, 1683); "Амадис" (Amadis, 1684); "Роланд" (Roland, 1685); "Армида" (Armide, 1686); 3 др. лирические трагедии; 36 балетов (в т. ч. в соавторстве с др. композиторами); 14 комедий-балетов, в т. ч. "Любовь-целительница" (L'amour medecin, 1665), "Блистательные любовники" (Les amants magnifiques, 1670), "Мещанин во дворянстве" (Le bourgeois gentilhomme, 1670).
Духовная муз.: 13 "больших мотетов" (grands motets), в т. ч. Miserere (1664); Те Deum (1677); De profundis (1683); 14 "малых мотетов" (petits motets).
Инстр. муз.: танцы, увертюры ("симфонии"), арии.