Принадлежность той мелодии, что мы слышим в концертах ныне, долго не могли установить верно. Почему в разных нотных сборниках инициалы автора различны? Романсы на стихотворение И.С.Тургенева «В дороге» создали Г.Л.Катуар (1888), Я.Ф.Пригожий (1890-е гг.) и А.Ф.Гедике (1903). Но наибольшее распространение получил романс с музыкой, сочинённой Абаза. Композитором мог бы быть каждый из представителей известной фамилии: Аркадий Максимович Абаза (1843 – 1915), Виктор Абаза (1861 – 1918), Владимир Абаза, Арнольд Абаза, или певицы Юлия и Варвара Абаза. А также братья Александр, Василий, Эраст Абаза.
Трое братьев Абаза были офицерами лейб-гвардии гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. Все трое прекрасно владели гитарой, были поклонниками модного тогда увлечения – цыганским пением. Некоторые из цыганских романсов так и подписаны: “Музыка братьев Абаза”.
Жена одного из них — Юлия Федоровна Абаза (девичья фамилия Штуббе) (1830-1915). была известной певицей и опубликовала большое количество романсов, которые любила исполнять, закрепив таким образом за собой их авторство, которое как бы возникало при переиздании, когда гриф «из репертуара» пропускался..
И.С.Тургенев был частым гостем в доме Абазы. Здесь устраивались концерты, в которых принимали участие видные музыканты.
. Ещё до театральной премьеры оперы П.И.Чайковского “Евгений Онегин ” Абазы впервые в Петербурге устроили у себя концертное исполнение оперы.
Однажды в Царском Селе, на площади перед дворцом, проходил парад, которым император остался недоволен. Последовало приказание: ни одного офицера из полка в Петербург не отпускать. Это было похоже на арест. Изнывая от скуки, гусары решили пригласить к себе цыганский хор. Всю ночь звучали песни, пол дрожал от пляски, а в перерывах звенели гитары.
Забрезжил рассвет. За окнами стало белым-бело. Всё вокруг покрыл пушистый снег…
— Как красиво, как хорошо, — сказал Эраст Абаза. — Утро туманное, утро седое… Замечательно написал Тургенев…
И он стал тихо напевать знакомые строки. Аккорды сменяли друг друга. Рождалась мелодия. Сначала вполголоса, затем всё громче вторил певцу хор цыган. Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса “Утро туманное”. Вернемся теперь к автору музыки. Журнал «Кругозор» – № 8 за 1971 год напечатал статью, где с уверенностью автором музыки назван Эраст Аггеевич Абаза. Он родился 1 апреля 1819 года, происходил из дворян. Елене Александровне Мещерской, дочери князя Александра Васильевича Мещерского, в рукописях своего отца удалось обнаружить материалы, где он рассказывает о своих бывших однополчанах. В 1843 – 1850 годах А.В. Мещерский служил в лейб-гвардии Гусарском полку, где вместе с ним проходили службу и трое братьев Абаза: Эраст, Александр и Василий. Трое братьев Абаза были офицерами лейб-гвардии гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. Все трое прекрасно владели гитарой, сами сочиняли, были поклонниками модного тогда увлечения цыганским пением. Некоторые из цыганских романсов подписаны: «Музыка братьев Абаза». Подлинным же автором романса «Утро туманное» Елена Александровна, ссылаясь на мемуары отца, называет Эраста Абаза, самого талантливого из братьев.
О личности Э.А. Абаза и его жизни, к сожалению, известно очень мало. Эраст Аггеевич Абаза – одаренный музыкант-любитель. Среди товарищей слыл гитаристом и картежником. Возможно, его сгубила бы игра, не обнаружь он однажды в полевой сумке икону, неведомо, как попавшую к нему. Суеверный и религиозный гусар воспринял находку как предупреждение свыше и отрекся от карт.
«Когда началась Крымская война, многие офицеры гвардейского гусарского полка стали переходить в пехотные армейские полки для того, чтобы попасть на фронт. Среди них был Э. А. Абаза, который был назначен командиром батальона, находившегося в Севастополе. Боевая деятельность Эраста Аггеевича Абаза в Севастополе продолжалась недолго. В ночь на 10 мая 1855 года разгорелись ожесточенные бои на 5-м бастионе.
Пятый бастион входил в первую дистанцию оборонительной линии под командованием генерал-майора А. О. Аслановича. В период обороны широкое развитие получило и устройство ложементов (окопов), сыгравших большую роль в укреплении оборонительной линии. Первый ложемент заложили в ночь на 21 ноября 1854 г. впереди редута Шварца. С этого времени система передовых укреплений стала развиваться.
Окопы рыли в два ряда: впереди находились стрелки, вторую линию занимали подкрепления. Французы даже сформировали отряд добровольцев для нападения на ложементы. В апреле 1855 г. им удалось захватить окопы впереди редута Шварца. Чтобы обезопасить пятый бастион, было решено устроить плацдарм на Кладбищенской высоте, укрепить его батареями, заложить ложементы у Карантинной бухты и соединить их между собой. Для этих работ назначили Подольский и Варшавский полки и два батальона Житомирского полка под общим командованием С. А. Хрулева. В ночь с 9 на 10 мая защитники захватили Кладбищенскую высоту. Несколько раз укрепления переходили из рук в руки.
Хрулев ввел в бой подкрепление – семь рот Углицкого полка, два батальона Минского полка и закрепился на высоте. Ложементы у Карантинной бухты остались у французов. После этого боя майор Житомирского полка Э.А. Абаза был смертельно ранен. Вот как описана гибель Абаза у Мещерского: «Ночью после боя майор пошел в сопровождении только одного унтер-офицера на поле сражения посмотреть, не остались ли там раненые из его батальона. Время от времени оба останавливались и рассматривали лица убитых при тусклом свете фонаря. Какой-то раненый французский солдат приподнялся с земли и выстрелил в спину майора. Майор Э.А. Абаза был смертельно ранен и вскоре умер». Получив известие о гибели Абаза, Тургенев писал П. В. Анненкову: «Жаль бедного Абазу. Изо всего семейства он только один и был порядочный».
Могила майора Абаза, как таковая не сохранилась. Братское кладбище во время Великой Отечественной войны не раз было местом ожесточенных боев. Но был обнаружен текст эпитафии с утраченного памятника на могиле Э.А. Абаза: «Здесь покоится прах майора Житомирского егерского полка Эраста Аггеевича Абазы. Скончался от раны, полученной в деле с англо-французами в ночь с 10 на 11 мая 1855 г.». Фамилия Абаза возглавляет список погибших офицеров Житомирского полка, высеченный на стене мемориального храма Святого Николая в Севастополе.
«В 2003 году на Братском кладбище по проекту архитектора Г.С. Григорьянца был установлен новый памятник на предполагаемом месте захоронения Эраста Аггеевича Абаза. Это стела из светло-серого гранита в виде стилизованного креста и свитка, на котором вырезана нотная строка с нотами романса «Утро туманное» – писала об Эрасте Аггеевиче «Слава Севастополя» 15 ноября 2007.
Хотя в книгах севастопольских авторов о Крымской баталии 1854-1855 годов немного сведений об Абаза, эти книги будут интересны всем, кто интересуется событиями Крымской войны.
В память об Эрасте Аггеевиче Абаза осталось его имя в истории Крымской войны, а также его имя, высеченное на стене храма Святого Николая, и новая улица имени Абаза в Севастополе в районе 7-го километра Балаклавского шоссе, названная так в мае 1992 года. Ну и, конечно же, такой прекрасный, не забытый с годами романс.
Абаза не дожил до своего утра 11 мая 1855 года. Его, как и других убитых переправили на телеге с зажженной свечой в руках на Братское кладбище. «В тихую погоду эти свечи зажигались, и так грустна и торжественна была картина бастиона с этими мерцающими над мертвыми огоньками».
10 мая 2010 года исполнилось 155 лет со дня гибели Эраста Аггеевича Абаза.
А романс живет до сих пор. Почти 170 лет на концертных подмостках и в наших душах звучит незабываемое «Утро туманное», звучит, благодаря таланту двух замечательных людей – писателя Ивана Сергеевича Тургенева и музыканта-любителя, гвардейского офицера Эраста Аггеевича Абаза.
Нивы печальные, снегом покрытые…
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Взгляды, так жадно и нежно ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,
Многое вспомнишь, давно позабытое,
Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.