ВАВИЛОВ Владимир Федорович (1925-1973) – русский советский гитарист-семиструнник и композитор, лютнист, ученик П.И.Исакова, являлся солистом Ленконцерта. Ро-дился 5 мая 1925 года в рабочей семье. Гитарой начал заниматься в раннем возрасте в Ленинградском Дворце пионеров у П.И. Исакова и у него же, поступив в Музыкаль-ную школу им. Н.А. Римского-Корсакова, продолжил свое музыкальное образование.
С 1952 г. изучал теорию музыки и композицию у известного композитора И. Г. Адмони (1906-1979). В 1949 году образовал с Львом Андроновым гитарный дуэт семи- и шестиструнной гитар, который в 1957 году был удостоен серебряной медали на международном конкурсе, организованном в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В 1962 году занялся самостоятельной концертной деятельностью. Выступал с сольными концер-тами в Ленинграде, Москве и других городах Советского Союза. Выступал в концертах вместе с известным гита-ристом, заслуженным артистом РСФСР С. А. Сорокиным, много работал с выдающимися певцами К. И. Шульженко и Б. Т. Штоколовым.
Владимир Федорович ВАВИЛОВ
Фирмой “Мелодия” была выпущена грампластинка с записью русской музыки в исполнении В. Ф. Вавилова, включая одно из его собственных сочинений, которая впоследствии неоднократно переиздавалась (А. Сихра, М. Высотский, В. Морков, И. Ляхов, Д. Кашин, П. Исаков, В. Вавилов).
В 1970 году записал на Всесоюзной фирме звукозаписи "Мелодия" пластинку "Лютневая музыка XVI-XVII веков" (33 СМ 02059-60/Стерео) следующего содержания:
1. Франческо да Милано (1497-1543) - Сюита для лютни:
Канцона и Танец.
2. Народная музыка XVI в. - Спандольетта.
3. Неизвестный автор XVI в. - Ave Maria.
4. Н. Нигрино - Ричеркар
5. В. Галилеи (1520-е - 1591) - Сюита для лютни: Павана и
Гальярда.
6. Г. Найзидлер (1508 - 1563) - Чакона.
7. Английская народная музыка XVI в. - Песня "Зеленые
рукава" и Гальярда.
8. Турдьон, старинный французский танец.
9. Ж.А. Байф - Пастурелла.
10. Д. Готье (1603 - 1672) - Гавот.
ЛЮТНЯ - Владимир Вавилов, ВАЛТОРНА (2) - Виталий Буяновский, МЕЦЦО-СОПРАНО (3) - Надежда Вайнер, ОРГАН, КЛАВЕСИН( 3,4,9) -Марк Шахин, ГОБОЙ(7) - Владимир Курлин, ФЛЕЙТА (8,10) - Лев Перепелкин.
Фирма “Мелодия” несколько раз переиздавала эту пластин-ку, а в 1995 году Петербургской студией грамзаписи была сделана ее перезапись на лазерный диск.
Издал "Школу игры на семиструнной гитаре" (Л. : Музыка, 1971; Общ. ред. А. Ашкенази; предисл. автора), впоследст-вии неоднократно переиздававшуюся (выходила также под названием "Начальный курс игры на семиструнной гитаре").
Владимир Федорович Вавилов скончался 11 марта 1973 года после сложной операции. Похоронен на городском кладбище в Павловске, пригороде Санкт-Петербурга, рядом с родителями.
На могиле установлен памятник из черного мрамора с портретом гитариста.
В 2003-2004 годах известный израильский публицист, культурный и общественный деятель Зеэв Гейзель провел почти детективное расследование (См. подробности на формуме: Cool Folders ® – О песне "Город золотой"), результатом которого стал по-своему сенсационный (но весьма убедительный и аргументированный) вывод о том, что "на этом диске только одно произведение – а именно,
"Зеленые рукава" относится к эпохе Возрождения, а все остальное – включая произведение, названное на диске "Канцона" – написано самим Вавиловым. Авторство он выбирал, похоже, произвольно, без всякой попытки связать с особенностью творчества реальных композиторов – справедливо (как выснилось впоследствии) полагая, что мало кто это заметит...". Таким образом, появились серьезные основания полагать, что любимая многими песня "Город золотой" (другое название – "Рай"), ставшая особенно широко известна на пространстве бывшего СССР после выхода на экраны кинофильма "Асса", где ее исполнил Борис
Гребенщиков (слова принадлежат Анри Волохонскому, а первым исполнителем был Алексей Хвостенко), на самом деле написана на музыку Владимира Вавилова, а не Франческо да Милано (1497-1543) как принято было считать ранее.
По мнению Зеэва Гейзеля, В.Ф.Вавилов – яркая и трагическая личность в истории русской музыки. Во-первых, это один из самых интересных российских гитаристов-семиструнников пятидесятых-шестидесятых годов 20-го столетия.
Во-вторых, если композитор ухитряется за свою жизнь сочинить хотя бы одну музыкальную фразу, которую запомнит (и будет напевать) один миллион человек, он состоялся как композитор, а Вавилов сочинил как минимум два таких произведения – "Канцону" и "Ричеркар" (питерский гитарист и музыковед А.С.Бруштейн указал автору исследования на еще одно произведение, ставшее классическим, и которое, может быть, принадлежит Вавилову).
Среди профессионалов-лютнистов существует снисходительное отношение к "лютневому" творчеству Владимира Вавилова, что объясняется тем, что его произведения являются все-таки не лютневыми, а гитарными, и лютнисты видят в этом профанацию. В то же время, например, О. Тимофеев, не воспринимая "Канцону" всерьез (как лютнист) – до сих пор исполняет гитарные произведения Вавилова 50-х гг. (на гитаре).